Выступление главы российской делегации, депутата Государственной Думы РФ Н.Д.Ковалева на осенней сессии ПА ОБСЕ
Уважаемый господин Председатель!
Уважаемые коллеги!
Прежде всего, позвольте выразить признательность за возможность выступить и поделиться с вами некоторыми соображениями.
Не претендую на полное освещение обсуждаемой проблемы: она слишком многопланова. Наш долг - уделить приоритетное внимание тем вопросам, решение которых не терпит отлагательства.
Недавние кровавые события в Найроби и Нигерии, нападение на российское посольство в Ливии вновь выдвинули в число первоочередных задачу объединения усилий в борьбе с угрозой международного терроризма. В связи с кенийской трагедией хочу привлечь ваше внимание к следующим моментам.
Террористическая группа состояла из граждан разных стран. Тем не менее, они сумели собраться одновременно в одной точке и нанести удар, который спецслужбы не смогли предупредить. Высокий уровень организации теракта свидетельствует о том, что преступники тесно координировали свои действия. Ни этнические различия, ни государственные границы не стали для них препятствиями.
Уважаемые коллеги, а можем ли мы с вами похвастаться подобным единством? Что мы можем противопоставить сплочённости террористического подполья? Приходится констатировать, что террористы нередко паразитируют на нашей собственной разобщённости, противоречиях, неготовности находить общий язык в вопросах, требующих согласованных действий.
Анализ показывает, что кенийский инцидент является звеном единой цепи событий, начало которым было положено ещё в период свержения режима Каддафи в Ливии. Сегодня Ливия разваливается на «удельные княжества». Это грозит ей новыми страданиями. Известно, что уже на начальной этапе «ливийской революции» к ней примазались тысячи головорезов, в том числе из пресловутой «Аль-Каиды».
Тогда, несмотря на наши предупреждения, это не сильно озаботило американских коллег. А напрасно! После убийства Каддафи толпа обученных и вооружённых бандитов перекочевала в Сомали, которая теперь превратилась в мощную опорную базу международного терроризма. Именно оттуда и был нанесён удар по Кении.
Упомянутые события - это яркий пример того, что Президент России назвал трансграничным «переливом терроризма». Сегодня у нас с вами есть все основания опасаться повторения такого сценария, теперь уже в сирийском контексте. Мы должны себе отдавать отчёт в том, что помощь без разбора «всем, кто против Асада», приведёт к тяжелейшим последствиям. Среди них - усиление имеющихся и появление новых террористических группировок, перерастание конфликта в межкокфессиональную войну, перетекание террористов и их активности на сопредельные с Сирией территории (где, между прочим, начинается юрисдикция ОБСЕ). Мы в России хорошо знакомы с практикой террора, и нас не может не волновать подобная перспектива.
Мы по-прежнему считаем, что единственным выходом из сирийского кризиса является прекращение любой иностранной помощи радикальным вооружённым формированиям и налаживание переговорного процесса в рамках «Женевы-2» без каких бы то ни было предварительных условий. В данный момент благодаря предпринятым, в том числе Россией, усилиям удалось существенно снизить угрозу прямого военного вмешательства в сирийские дела. Мы приветствуем такое развитие событий.
Не могу не коснуться другой важной темы. У нас имеется общее понимание того, что одной из самых опасных транснациональных угроз является попадание в руки злоумышленников технологий и материалов для разработки и получения оружия массового уничтожения. Но давайте в таком случае посмотрим на ситуацию в Сирии и с этой точки зрения. Уместно спросить: не является ли моральная, финансовая и военнотехническая помощь сирийским боевикам из-за рубежа фактором, создающим реальный риск овладения ими химическим оружием?
Хочу ещё раз призвать коллег-депутатов тщательно разобраться самим и помочь разобраться общественности и правительствам своих стран в том, что на самом деле представляет из себя значительная часть так называемых «борцов с режимом Асада».
Я не случайно уделил столь пристальное внимание террористической угрозе. Сегодня она представляется наиболее реальной и опасной. Тем не менее, с нашей повестки дня не снимаются и другие вызовы безопасности на пространстве ОБСЕ. Мы видим эти угрозы. На определённых этапах Парламентской ассамблее ОБСЕ удаётся вносить конкретный вклад в дело их нейтрализации.
Однако, коэффициент полезного действия нашей организации в последние годы все же остаётся до обидного низким, а механизм реализации принятых решений нередко пробуксовывает. Красивых слов много, дел гораздо меньше. До сих пор нет ощутимого прогресса в решении стратегической задачи - создании на пространстве ОБСЕ зоны общей и неделимой безопасности.
В чем причины такого положения?
По-моему, основная причина состоит в том, что отдельные наши коллеги с упорством, достойным лучшего применения, продолжают нагромождать искусственные препятствия на пути к подлинному общеевропейскому единству. К числу таких препятствия мы относим продолжающиеся попытки поделить европейские государства на «плохие» и «хорошие», на учеников и учителей.
Такие деструктивные действия, прямыми следствиями которых являются сохраняющийся в наших рядах раскол на Восток и Запад и «кризис доверия» между государствами ОБСЕ, я бы назвал одной из главных сегодняшних транснациональных угроз безопасности на пространстве ОБСЕ.
Колоссальный вред выработке консенсусных решений в рамках Парламентской ассамблеи ОБСЕ наносит продолжающаяся практика применения в подходах к транснациональным угрозам так называемых «двойных стандартов».
Приведу наглядный пример. Одной из новых глобальных угроз международной безопасности считается киберугроза, то есть возможность вторжения террористов в виртуальное пространство. Однако, как выяснилось, киберпространство уже давно подвергается незаконным вторжениям со стороны государственного ведомства США - Агентства национальной безопасности.
Сегодня необходимость повышенного внимания к вопросам безопасности на пространстве ОБСЕ диктуется объективными причинами. Прежде всего, это вызвано нестабильностью в близлежащих регионах.
После вывода из Афганистана в 2014 году Международных сил содействия безопасности мы можем столкнуться с осложнением ситуации в этой стране, что чревато серьёзными угрозами для государств региона. В числе возможных рисков - рост наркотрафика, трансграничной преступности, неуправляемые потоки беженцев и мигрантов., распространение экстремистских идей. Для противодействия им нужны комплексные меры, в том числе задействование структур ООН и профильных организаций, таких как ОДКБ и ШОС. Велика роль и ОБСЕ, прежде всего, в плане содействия борьбе с терроризмом, наркопроизводством, оргпреступностью, а также в деле подготовки афганских кадров.
Не меньшую озабоченность вызывает положение дел в Южном Средиземноморье. Очевидно, что нестабильность и непредсказуемость развития ситуации в регионе Северной Африки и Ближнего Востока будут иметь долгосрочный характер, что сопряжено с повышением рисков для государств-участников ОБСЕ, особенно Северного Средиземноморья, а также стран - средиземноморских партнёров ОБСЕ по сотрудничеству (Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Марокко, Тунис). Поэтому нам необходимо налаживать более тесное взаимодействие с этими государствами по всему спектру общих вызовов.
Имеет смысл поставить в ОБСЕ обсуждение ситуации в Южном Средиземноморье на регулярную основу. Форматов для этого достаточно, включая Ежегодную конференцию по обзору проблем в сфере безопасности и ежегодные Средиземноморские конференции ОБСЕ. Очевидно, эти проблемы должны находить отражение и в дискуссиях на Средиземноморских форумах нашей ассамблеи, а также на её сессиях, включая осенние заседания.
Пока не вполне научно осмысленной, но уже вполне реальной транснациональной угрозой безопасности на пространстве ОБСЕ я предложил бы считать подталкивание к форсированному построению демократии западного типа в тех странах, которые не вполне или вовсе не готовы.
На примерах Афганистана, Ирака, Ливии, Египта, Сомали, других «горячих точек» мы видим, что «принуждение к демократии», а по сути её насильственное насаждение приводит к большим жертвам, расстройству управления, нищете, огромным экономическим потерям, хаосу и, в конечном итоге, воссоздаёт благоприятные предпосылки для реставрации тоталитарных режимов под предлогом необходимости установления элементарного порядка. Таким образом, достигается результат, прямо противоположный первоначально заявленному. Одновременно возникает большое сомнение в добросовестности тех, кто изначально провоцировал развитие событий по подобному сценарию.
В период «холодной войны» было такое понятие — «экспорт революции». Сегодняшнее селективное «принуждение к демократии» очень напоминает мне эту практику эпохи «холодной воны». Но сама жизнь показала, что процесс строительства демократии требует терпения и времени. А вот спешка в этом деле порождает новые опасные волны нестабильности.
В заключение позволю себе сформулировать несколько конкретных предложений, реализация которых, на мой взгляд, могла бы способствовать повышению эффективности нашей общей работы.
Думаю, нам следует терпеливо расширять набор согласованных конрттеррористических мер. Имею в виду, в частности, введение единого международного ордера на арест.
Крайне необходим прогресс в решении вопроса о единой системе маркировки взрывчатых веществ.
Мы с вами как депутаты национальных парламентов могли бы внести более ощутимый вклад в дело имплементации международных норм противодействия терроризму в национальное антитеррористическое законодательство наших стран.
Требует существенной корректировки реакция Парламентской ассамблеи ОБСЕ на те или иные события. Весь мир «бурлит» (теракт в Кении, нападение на российское посольство в Ливии, уничтожение химического оружия в Сирии, кстати, Сирия уже присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия, трагедия около острова Лампедуза), а Ассамблея молчит, её не видно и не слышно. Страдает авторитет Ассамблеи. Предлагаю подготовку документов и заявлений по подобного рода событиям возложить на рабочие органы ПА, согласовывая их с Постоянным комитетом в рабочем порядке, озвучивая их в период между сессиями. По моему мнению это только укрепит авторитет ПА ОБСЕ.
Благодарю за внимание!